Первый учебный год в школе – непростой период для детей и родителей, происходит адаптация ребенка первоклассника к школе. Ребенок поднимается на другую социальную ступень, меняет привычную среду и сталкивается с возрастным кризисом.
Адаптируясь к школе, первоклассник приспосабливается к другим условиям. Каждый из них справляется с этим по-разному. Выделяется два вида адаптации.
Содержание
- 1 Физиологическая адаптация ребенка первоклассника2 Социально-психологическая адаптация ребенка
- 2.1 Советы психолога родителям2.2
Физиологическая адаптация ребенка первоклассника
Она включает в себя несколько стадий:
1.Первый месяц организм малыша напряженно реагирует на все новшества, с которым он сталкивается в школе. Иммунная система ослабевает. Этим можно объяснить частую заболеваемость первоклассников в первый месяц осени.
2.Организм ребенка, начиная адаптироваться, подбирает подходящие для себя варианты реакций на создавшиеся условия.
3.Происходит устойчивое приспособление. Реакция организма на нагрузки становятся минимальной.
Адаптация ребенка первоклассника может длиться от двух месяцев до полугода. Время привыкания к новым условиям будет зависеть от индивидуальных особенностей первоклассника. В это время ребенок может часто болеть, плохо себя вести и раздражать близких резкой сменой настроения. Родителям придется набраться терпения, понимая, что их малышу сейчас приходиться непросто.
Социально-психологическая адаптация ребенка
1.На адаптацию ребенка первоклассника к школе уходит около двух месяцев. За короткий срок ребенок начинает вполне комфортно ощущать себя среди новых людей, быстро находит себе приятелей. Он спокоен, доброжелателен, с удовольствием и легкостью справляется со школьными обязанностями.
2.Период адаптации проходит дольше и сложней. Ребенку трудно учиться, подчиняться дисциплинарным нормам, общаться с учителем и одноклассниками. Чаще всего он плохо ведет себя на уроках, разговаривает с другими детьми, не реагирует на замечания педагога, играет во время учебного процесса. Как следствие всего этого – плохие отметки по предметам. Только в конце первого полугодия у таких детей возможна устойчивая адаптация к школе и учителям.
3.Приспособление к новым условиям проходит с большим трудом. Поведение детей этой группы на уроках и переменах неудовлетворительное. Они с трудом и большим нежеланием усваивают навыки письма и чтения. На таких детей постоянно поступают жалобы от учителей, одноклассников, которых они обижают, и их родителей.
Социально-психологическая адаптация ребенка первоклассника может быть нарушена из-за учебных проблем, регулярных неудач, завышенных требований учителей и родителей. Трудности с таким приспособлением могут возникнуть у ребенка, который не успевает справиться с дополнительной школьной нагрузкой. Малышу не хватает времени на то, чтобы качественно выполнить работу. Он спешит, работая в быстром темпе, боясь не справиться.
Учителям и родителям нужно быть внимательней к тем детям, которые с трудом адаптируются к школе, выделяясь плохим поведением на уроках и переменах. Из-за этого их часто не принимают в коллективе. Они озлобляются и в качестве протеста срывают уроки, обижают других детей. Если вовремя не справиться с такой проблемой, то это может повлечь за собой нарушение адаптации и психики.
Как мотивировать ребенка к учебе читайте в этой статье.
Советы психолога родителям
Aдаптация ребенка первоклассника к школьным требованиям — сложный период и для ребенка и для его родителей.
Когда спокойно разбуженный ребенок проснется, он должен увидеть улыбку на лице близких.
Не нужно спешить и торопиться. Правильно должны рассчитывать время взрослые, а не дети.
При прощании не нужно предупреждений о хорошем поведении или отметках. Пожелайте ребенку удачного дня и найдите для него несколько теплых слов.
Когда ребенок приходит со школы, не нужно бросаться к нему с вопросами. Пусть он отдохнет и расслабится.
Если малыш молчит, чем-то огорченный, надо оставить его в покое. Когда он все обдумает, сам расскажет, в чем дело.
Не стоит торопиться ругать ребенка, выслушав замечания педагога. И беседы с учителем должны проходить не в присутствии малыша.
Уроки нужно делать после того, как ребенок несколько часов отдохнет. Работа по вечерам результата не даст.
Домашние задания надо делать частями с десятиминутными перерывами между выполнением упражнений.
Пусть малыш работает самостоятельно. Если ему потребуется ваша помощь, он даст знать. От вас потребуется спокойный тон, сдержанность и поддержка.
Источник: